Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Оглавление Развернуть Valiant Hearts по-русски Выжить любой ценой Война Аси Как поднять бабла?

Честно говоря, тема под общим названием «ужасы войны» уже давно набила оскомину. Вместо них обычно получается вымученная попытка выдавить из игрока слезу, и это скорее раздражает, чем заставляет сопереживать. Есть, конечно, исключения — Valiant Hearts или 11-11: Memories Retold. Тем отраднее видеть, как студия с милым названием perelesoq выдала штучную вещь, способную одновременно затронуть темы войны и смерти, человечности и жестокости, выживания и превозмогания. Увы, кажется, Torn Away станет для нее первой и последней игрой. Для написания этого обзора мы поговорили с разработчиками — некоторые тезисы будут сопровождаться их комментариями из первых рук.

Valiant Hearts по-русски

В последнее время отечественный геймдев явно наращивает обороты вопреки объективным проблемам разработки в России. Вышла Atomic Heart, на горизонте маячит «Смута», русы сразили ящеров… Список продолжила необычная Torn Away. Не совсем игра, а скорее интерактивная история на самую больную для российского общества тему.

Это дебют Артема Коблова — автора популярного блога о геймдеве на русском языке. Артем поскреб по сусекам и собрал деньги, чтобы рассказать о ныне забытом феномене остарбайтеров, то есть людей, которых во время Великой Отечественной угоняли в трудовые лагеря. Вернулись, как вы понимаете, оттуда далеко не все, но героиня Torn Away попробует.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Долго эта идиллия не продлится, увы, скоро реальность свалится героям на голову

В центре истории фигурирует обычная сталинградская семья — девочка Ася и ее родители. У девочки нет друзей — их заменяет вязаная варежка, которую Ася ласково называет Товарищ Варежка. Сразу вспоминается старый советский мультфильм, воспевающий дружбу между ребенком и рукавичкой.

Так вот, на дворе август 1942 года. Великая Отечественная уже полыхает на территории СССР, и отец Аси уходит на фронт. Сталинград оказывается разрушен и разграблен, часть жителей буквально отправляется в рабство — гнуть спины на благо Рейха. Девочке Асе удается сбежать из трудового лагеря, чтобы вернуться назад в СССР. С этого начинаются события Torn Away.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Чтобы растопить костер и сделать себе кружку эрзац-кофе, придется совершить целую линейку действий с кучей предметов в заброшенной лачуге

Выжить любой ценой

Вернее, события начинаются с безмятежного дня Аси еще до штурма Сталинграда. Студия perelesoq мастерски создает ощущение адвенчуры с пиксель-хантингом в духе Syberia, где нам надо гулять по квартире, находить предметы и взаимодействовать с ними в рамках мини-игр. Ася то рукавичку дырявую зашьет, то рисунок с родителями раскрасит цветными карандашами. Идиллия длится считанные минуты: дом попадает под бомбежку, и привычный мир оказывается разрушен. Ася вместе с мамой в битком набитой «теплушке» отправляются в Восточную Германию на пожизненные трудовые работы.

Конечно же, история Аси — это история множества детей, переживших Вторую Мировую войну. Разработчики решили не пересказывать историю одной жизни, но собрать их все воедино — и для художественности, и для пущей наглядности.

«Образ Аси собирательный. Мы прочитали много детских дневников, и каждый тронул нас по-своему. Но все же для нашей истории мы выбрали путь создания вымышленного героя. Это освободило нас от следования биографическим фактам и позволило сконцентрироваться на художественной стороне истории».


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Артем Коблов Творческий директор perelesoq

Работа изнурительная и ее тяжесть подчеркивается тем, как страдают взрослые. Ася и сама взрослеет за считанные минуты. Вскоре ей удается сбежать из нацистского плена. Начинается совсем другой геймплей — с видом сбоку, который отсылает сразу к Inside, Another World, Flashback и другим платформерам, мастерски рассказывающих истории через окружение — речь о том самом environmental narratve. Но в Torn Away есть свой конкретный, персонализированный рассказчик: тот самый Товарищ Варежка, который позволяет Асе не сойти с ума и напоминает ей о доме.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Главный девиз Варежки — нашего болтливого и уверенного в себе компаньона

Геймплейные секции с видом сбоку по хардкору близки к Little Nightmares, ведь Ася часто вынуждена расчищать препятствия на пути, сваливая бревна или таская ящики, которые в обычных условиях были бы ей не под силу. А хардкор достигается тем, что Ася — спотыкушка. Она часто цепляется за препятствия, и из-за этого не всегда удается сбежать от врагов с быстрыми собаками. Но список вещей, вдохновивших студию, не ограничивается уже перечисленными проектами.

«Inside и Valiant Hearts были самыми первыми и очевидными источниками вдохновения. Но чем дальше мы двигались, тем больше понимали, что не выходит рассказать нашу историю такими минималистичными средствами. Чтобы передать все задуманные нами идеи, нужен был другой подход. Мы много экспериментировали и смотрели в разных направлениях — в итоге получилось такое лоскутное одеяло, и нам это даже нравится! Так или иначе на наш дизайн повлияли такие проекты, как Year Walk, Assemble with Care, What Remains of Edith Finch и конечно же классические адвенчуры в духе LucasArts. Если говорить про кино, то это «Война Анны», «Иваново детство», «Летят журавли». Из неочевидного — «Комната» Леонарда Абрахамсона».


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Артем Коблов Творческий директор perelesoq

По пути Ася находит какие-то приметы времени — например, письмо пацифиста Эриха, который ругает своего сына за то, что тот ушел воевать за иллюзорную идею бункерного безумца. В какой-то момент сцена побега сменяется воспоминаниями о трудовом лагере, и опять включается формат «квеста», когда Ася собирает материалы для того, чтобы заштопать фронтовые сапоги.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Медитативная вступительная часть игры делает последующую катастрофу еще эмоциональнее

Война Аси

Как вы уже поняли, в игре есть геймплей а-ля «квест» и геймплей в духе платформера. Разработчики не захотели привязываться к одному конкретному жанру и сделали многообразие форматов. Потому что тут еще есть вставки от первого лица — и тоже со стелсом. В пресс-релизе они указаны как «кинематографические», но на самом деле это вполне интерактивные секции, во время которых зачастую дрожишь как осиновый лист, лишь бы не попасться на глаза враждебным персонажам. Уровень погружения в события высочайший, несмотря на в целом примитивные инструменты геймплея. Вот что о них говорит разработчик.

«Это случилось еще на ранних этапах проработки концепта игры. Мы делали разные прототипы, и одной из идей было передать то чувство, когда ты в детстве потерял маму из виду. У нас возник образ девочки, пробирающейся через толпу людей. Мы делали зарисовки и пробовали представить этот эпизод по-разному. Через некоторое время мне пришла идея попробовать изменить перспективу на вид от первого лица — это нам всем показалось удачной мыслью и мы принялись за прототип. Получилось очень интересное ощущение, и мы решили сделать это частью нашего дизайна».


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Артем Коблов Творческий директор perelesoq

При этом игровой опыт часто перекликается с небезызвестным фильмом «Война Анны» — кинодрамой 2018 года, которая рассказывает о девочке, пытающейся выжить в нерабочем камине комендатуры поселка, занятого немцами. Вылезает из камина она исключительно по ночам.

Оказывается, для игры пригласили ту же самую актрису, которая сыграла главную роль Анны. И теперь Анна и Ася, по сути, стали героинями одной истории, поданной игрокам с помощью разных инструментов и форматов. В начале игры есть посвящение всем детям и гражданским людям, в чью жизнь пришла война. Игра говорит нам: «Поддерживайте друг друга», при этом у самой Аси никакой поддержки в игре толком не было — каждый встречный так и норовит обмануть и обвести вокруг пальца. Человечность в мире Torn Away олицетворяется буквально одной лишь Асей и раненым летчиком Игорем, который оставляет Асе на память фотографию своих родных, со слезами обещая, что с ним все будет в порядке.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Самый нормальный NPC из всех, кто нам помог — раненый дядя Игорь

Как поднять бабла?

На выходе получается своеобразный микс: сайд-скроллер с элементами стелса, когда нужно практически как Солид Снейк прятаться за коробкой, продвигаясь вдоль военного лагеря. Есть элементы приключения, во время которых от нас требуется находить предметы, комбинировать их и находить правильное применение. И не забываем про те самые вставки от первого лица.

Вскоре атмосфера затягивает без остатка, и на простенький, местами кривой геймплей перестаешь обращать внимание. С октябрьского релиза авторы выпустили уже два патча: они там и анимации оптимизировали, и места убрали, в которых Ася застревает. Короче говоря, работа над полировкой игры продолжается, и это радует.


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Везде, где проходит Ася, она будет наблюдать последствия страданий и лишений

Несмотря на то, что в продажах игра провалилась, а ключевой инвестор отказался спонсировать ее дальнейшую поддержку. Студия не опускает руки — над Torn Away работали четыре года, и она явно достойна большего. Да, люди устали от военной тематики на фоне происходящих в мире событий, и да — ценник в 550 рублей за инди не всем кажется приемлемым. Сейчас игру отдают со скидкой 25%, хотя релиз был всего-то полтора месяца назад. Поддержать разработчиков никогда не бывает поздно.

Разработка была непростой. От некоторых вещей людям пришлось отказаться по соображениям времени и бюджета. К примеру, в первой сцене была мини-игра, в которой Ася завтракает, тем самым демонстрируя скудный рацион того времени, выделяемый на ребенка. В итоге пришлось пустить его под нож, как и детальное освещение отношений главной героини и ее мамы. И тему, к слову, выбрали совсем не случайно.

«Идея варилась долго. Все началось с желания моего партнера сделать проект по интересующей его теме. Я же вернулся со встречным предложением — рассказать историю про ребенка на войне. У меня были только первые образы и общая концепция, но мы оба решили, что в этом есть потенциал. Уже позднее, при изучении дневников и архивных материалов, мы сопоставляли наши сюжетные идеи с реальными случаями тех лет — и так вышло, что истории остарбайтеров лучше всего подходили к идее возвращения домой. О таком не принято рассказывать при повседневном общении, поэтому уже в процессе разработки мы постепенно начали выяснять, что и у наших близких, и даже части команды были родственники, которые прошли через подобный опыт во времена великой отечественной. Это сделало нашу историю еще более личной».


                    Обзор Torn Away. Великая отечественная Valiant Hearts — с душой, но без продаж

Артем Коблов Творческий директор perelesoq

Для студии история действительно стала личной. Получилось в какой-то степени по формуле «игры как искусство». А искусство в условиях масс-маркета продается не то чтобы хорошо.

Официальный трейлер

Ради чего стоит играть:

  • Грустная история, которая не кажется заурядной слезогонкой
  • Интересные персонажи, отражающие дух времени
  • Необычные инструменты нарратива, которые миксуют сразу три игровых жанра
  • Качественная озвучка всех героев и событий

Что портит удовольствие:

  • Иногда Ася цепляется за препятствия и текстуры, это раздражает
  • Общая медлительность геймплея и затянутость некоторых анимаций
  • Мало игры — она проходится за три часа, немалую часть которых составляют катсцены

Итог

Трудно рекомендовать Torn Away именно как игру — с этой точки зрения к ней есть неудобные вопросы. Сами авторы предпочитают термин «интерактивное приключение», и он уже ближе к сути. Всего за три часа здесь можно получить целую гамму впечатлений различного спектра — это эмоционально непростая анти-сказка, в чем видятся параллели с ее историей релиза. Грустно, но рыночек все же порешал, несмотря на все позитивные отзывы немногочисленных игроков.

Источник

Если Вам понравилась статья, рекомендуем почитать

Xportable.ru - Портативный Xrust
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Xportable.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: