Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Оглавление Развернуть Когда пиксели были большими… В ритме ATB Так а в чем проблема-то?

Возможно, вы не заметили, но между хайпом Baldur’s Gate 3 и хайпом Starfield затесался микро-хайп Sea of Stars. Он продлился всего несколько дней и начался с удивительно высоких оценок западных изданий. Мы ознакомились с проектом и готовы рассказать, как зарубежные игровые журналисты в очередной раз себя дискредитировали. А еще — почему инди-игра от создателей The Messenger все равно достойна вашего внимания.

Когда пиксели были большими…

Даже у такой замшелой и покрытой мхом вещи, как классические партийные RPG, появилось новое воплощение: можно взглянуть как на последователей Baldur’s Gate в лице дилогий Pillars of Eternity и Pathfinder, так и на Baldur’s Gate 3. А если CRPG можно, то чем JRPG хуже?

Примерно так, видимо, думали и в Square Enix, открывая студию Tokyo RPG Factory. Команда представила свой взгляд на олдскульные японские ролевки и показала, как они должны выглядеть сейчас. Впрочем, бюджетное 3D с чиби-персонажами, случайными нападениями монстров и пошаговыми боями публике не откликнулось, поэтому хитов из I am Setsuna, Oninaki и Lost Sphear не вышло.

Octopath Traveller, I am Setsuna и Chrono Trigger

Еще одну попытку Square Enix можно назвать «неоклассикой» — Octopath Traveller и вышедшая в прошлом году Triangle Strategy перенесли огромные пиксели в трехмерный графонистый мир на Unreal Engine 4. Визуал и стал главной фишкой обеих, ведь в вопросах геймплея проекты получились спорными.

Все перечисленные выше игры походят на Final Fantasy (некоторые — на FF Tactics), и ничего удивительного в этом нет: они делались под протекцией Square Enix, хорошо знающей, кто у нее флагман. Но когда-то под крылом издателя развивались и другие школы JRPG-строения — в частности такие, где герои ходят стайкой по карте, а расположение врагов непосредственно влияет на пошаговые бои.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Sea of Stars притворяется ретро, но с такой проработкой, конечно, им не является

Я намекаю на Chrono Trigger — некоторые называют ее лучшей игрой в истории или как минимум на SNES. Эта вышедшая в 1995 году JRPG поражала сочной графикой, нелинейным сюжетом и продуманной боевой системой. История удивляла геймеров, за время приключения они сроднялись с персонажами, музыка завораживала, а сражения не давали расслабиться — для многих в Японии и на Западе это сделало ее любимой игрой детства.

Но из-за релиза буквально за несколько месяцев до первой PlayStation Chrono Trigger плохо показала себя с финансовой стороны, и из-за этого, назло всем фанатам, фактически оказалась заброшена. С такими мыслями за новый проект и бралась студия Sabotage — создатели крайне бодрого ретро-платформера The Messenger. Стоит признать, жанр JRPG им скорее поддался, чем нет. Игра получилась очень даже неплохой, а оценки у нее так и просто отличные.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Если в игре о чем-то сказали — рано или поздно вы с этим встретитесь. Например, с гигантским спящим змеем или кораблем-призраком

По факту это, что называется, признание в любви к Chrono Trigger и некоторым другим проектам той эпохи — очень много элементов любезно позаимствовали и слегка переосмыслили, не скрывая намеков на культовых предков. Но стоит копнуть поглубже, и становится понятно, что разработчикам хорошо удались лежащие на поверхности вещи, а вот с более глубокими материями вышло не так однозначно.

В ритме ATB

Ощущается Sea of Stars ровно так же, как и выглядит. Это детально прорисованная «типа 16-битная игра» с видом сверху, где благодаря быстрым и отзывчивым анимациям очень удобно управлять героями. Большую часть игрового времени занимают исследование мира и пошаговые сражения, которые хоть и основаны на классическом геймплее, но имеют ряд приятно освежающих доработок.

Впрочем, по дизайну видно, что игрой занимались все-таки не безумные японцы: герои больше походят на современных косплееров с цветными волосами, чем на типичных главных героев JRPG. Локации отлично прорисованы и проработаны, но удивляют именно качеством и детальностью прорисовки, а не выдумкой и фантазией.

Ну красиво же, красиво!

А вот с музыкой поступили крайне хитро — пригласили писать саундтрек композитора Chrono Trigger, Ясунори Мицуду. В итоге мелодии получились яркими и отлично подчеркивающими происходящее, некоторые сильно въедаются в память. Мне вот, например, особенно запомнилась тема деревни кротов-землекопов — хорошо передает атмосферу приключения и легкой идиотии.

Локации будут понятны всем, кто хоть раз играл в подобное: есть карта мира, по которой отряд перемещается между поселениями и подземельями, а на самих уровнях нас ждут неразговорчивые NPC с парой заготовленных фраз, секреты и враги.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Исследование уровней — одна из лучших частей игры

В Sea of Stars на удивление много акробатики, даром, что вся она завязана на одну кнопку. В поисках проходов и спрятанных сундуков предстоит прыгать, плавать, карабкаться, двигать предметы, ходить по натянутым над пропастью тросам, проламывать собственным весом ветхий пол и так далее. При этом умереть в ходе неудачного прыжка нельзя — все жестко заскриптовано.

Уровни построены замечательно. Их интересно исследовать, и всегда можно вернуться, чтобы изучить пропущенное раньше. Правда, локации получились комплексными, и в них можно запутаться. Для простоты ориентации в пространстве очень бы пригодилась карта, но ее нет. Понятно, что в старых JRPG ее тоже не было, но в Sea of Stars все-таки хватает нововведений, а карту почему-то решили не делать.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Зелья здесь заменяют блюда, которые можно готовить в лагере. Ингредиенты легко найти на локациях

А еще тут нет случайных встреч с невидимыми противниками — все враги заметны на карте, и сражения можно попытаться избежать. Боевую систему вообще осовременили сильнее всего, и все нововведения пришлись кстати. Устройство битв достаточно простое: у всех персонажей есть базовая атака и несколько скиллов. Также у разных героев есть комбо друг с другом — усиленный удар, лечение, атака по площади и так далее. Заряд для них копится по ходу боя и исчезает сразу по его окончании — в общем, нас подталкивают использовать эти возможности как можно чаще.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

С врагами бывает и так — чуть зазевался, и тебя окружают

Интереснее всего разработчики поступили с маной. Помимо восстанавливающих ее зелий, герои выбивают очки во время базовых атак, что решает давнюю проблему JRPG и делает обычные удары действительно полезными на протяжении всей игры. Также их можно усилить стихией, которая выпадает из врагов после нанесения обычного урона.

В итоге каждая битва превращается в эдакую головоломку, где ты пытаешься не дать врагам нанести урон: они заранее показывают, что собираются сделать какую-то гадость, а предотвратить это можно различными типами атак. Также стоит следить за уязвимостями — у особо сильных врагов и боссов они меняются на ходу.

Из других развлечений — рыбалка и мини-игра с рулеткой, правила которой сходу и не объяснишь

В итоге кто-то может и расстроиться тому, что пить чай во время боя, как в типичных JRPG, не получится. Появилось множество активных действий, которые требуют вашего внимания. Благодаря вовремя нажатым кнопкам можно снизить урон от вражеских атак и усилить свои, что делает сражения динамичными и не дает заскучать. В обучении разработчики пытаются сказать, что блокировать каждый удар необязательно, но победить некоторых второстепенных боссов без этого невозможно, а основных — трудновато.

Регулировать уровень сложности призвана еще одна умная механика. В Sea of Stars есть набор реликвий, которые включаются прямо из меню и могут как усложнить, так и упростить прохождение. К примеру, почти в самом начале наставник дает героям амулет, который вдвое увеличивает их здоровье и восстанавливает его после каждого боя. Включая эту реликвию, вы фактически пропускаете 3-5 часов гнусного гринда: это решение еще одной знаменитой болячки японских ролевых игр.

Прокачка вообще максимально не напрягает — хорошее снаряжение часто встречается в сундуках и его вполне можно купить, при повышении уровня вам позволяют выбрать бонус между несколькими характеристиками, что делает развитие более осмысленным, а все герои и их способности полезны. Жить можно с партией любого состава.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

В уютном лагере можно послушать байки напарников и заготовить впрок лечебных предметов

В общем, играется Sea of Stars очень приятно, и сможет порадовать как новичков, так и олдфагов. Пользователь сам решает, хочется ему хардкора или ненапряжного приключения, а несколькими элегантными решениями разработчики избавились от давних болезней жанра. Десять из десяти, все оправдано?

Так а в чем проблема-то?

Есть у игры одна заметная беда. Это ее нарративная часть. Сценарий изобилует расхожими штампами, хотя сам по себе он вполне рабочий. В ходе приключений герои встречают прикольных персонажей, которые так или иначе остаются в повествовании и вносят какую-то лепту в происходящее. Сюжетные повороты можно предсказать сильно заранее, но в основном они действуют в рамках логики, потому ощущения бредовости происходящего не возникает.

Действие происходит в одной вселенной с The Messenger, а в центре истории — два так называемых Воина Солнцестояния, Зейл и Валери. Девушка владеет лунной магией, а парень — магией солнца, и вместе им предстоит победить пожирающих мир чудовищ. Перчинку вносит загибающийся Орден Воинов Солнцестояния: из-за его бедственного положения магистр вынужден отправлять на опасную работу фактически вчерашних детей, что отдает «Евангелионом» и его знаменитым «Полезай в чертового робота, Синдзи!».


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Доступное описание для всех ситуаций, в которые попадают герои

Тем не менее на фоне Chrono Trigger, которую во многом и старается воспроизвести Sea of Stars, местный сценарий скорее разочаровывает. Сама по себе история не то чтобы плохая, но многого ждать от нее точно не стоит. Сюжетне только предсказуемый, но и линейный: в какой-то момент героев отпускают погулять по открытому миру между островами, да и только.

Но главная проблема нарратива — это диалоги. Особенно остро вопрос стоит в оригинальной английской версии — местами герои общаются просто безграмотно. На это обратил внимание даже поигравший уже после релиза и хайпа в прессе Джейсон Шрайер, который недоумевает, почему про это не написали рецензенты крупных изданий. Вскоре журналист удалил свой дисс, но пользователи Reddit успели им впечатлиться.


                    Обзор Sea of Stars. Пилюля фантомной ностальгии по золотому веку JRPG

Встречаются и редкие анимационные вставки, в которых от пиксель-арте не остается и следа

Раскрывается секрет просто: большая часть команды Sabotage Studio — франкоговорящие канадцы, для которых английский язык не родной. И если за The Messenger пристально следил международный издатель в лице Devolver Digital, то Sea of Stars издавалась студией собственноручно.

После перевода на русский постные диалоги с грамматическими и лексическими ошибками стали просто посредственными. Герои общаются как наивные дурачки, что лично я поначалу списал на особенности жанра: большинство действующих лиц здесь — дети и подростки. Уже позднее стало понятно, что дело в качестве изначального материала. У персонажей есть одна яркая черта, на которую и делается акцент, а в лучшем случае найдется какой-нибудь скелет в шкафу. У двух главных героев характера будто и вовсе нет: они просто плывут по течению, помогая всем, кто об этом попросит.

Впрочем, в переводе появились собственные перлы в духе «Научиться применять магию без ее использования», но это обычное дело для локализаций. В этом примере, кстати, речь идет о зарядке базовой атаки элементальным уроном.

Ради чего стоит играть:

  • Простая, но продуманная боевая система
  • Большинство «болезней» JRPG здесь «вылечено»
  • Стильный пиксель-арт и приятная музыка
  • Гибкая сложность, которую каждый подстроит под себя

Что портит впечатление:

  • Средненький сюжет и плохо написанные диалоги
  • Отсутствие карты локаций мешает быстро сориентироваться на местности

Итог

Sea of Stars получилась очень приятной игрой для всех, кто питает нежность к двухмерным JRPG с пошаговой боевой системой — или вообще хочет попробовать их впервые. Благодаря гибкости, оценить сражения и атмосферу приключения смогут как новички, так и закаленные поклонники пошагового гринда. Настолько качественное исполнение игровых механик заставляет желать большего от сюжета, который, увы, отнюдь не блистает: постные диалоги и шаблонная история слегка портят общее впечатление. Но остальном это портал в 1995 год со всеми удобствами 2023-го — настоящая пилюля фантомной ностальгии для тех, кто даже никогда не играл в проекты расцвета жанра.

Источник

Если Вам понравилась статья, рекомендуем почитать

Xportable.ru - Портативный Xrust
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Xportable.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: