Видеоигры настолько преисполнились в своем развитии, что стали не только развлечением, но и способом заработка. NFT-безумие докатилось до игровой индустрии, и теперь что небольшие компании, что гиганты вроде SEGA, Ubisoft и Konami внедряют в свои тайтлы новомодную технологию. Как выглядят игры с NFT, интересно ли в них играть и реально ли на них заработать? Мы погрузились в это болото и вынырнули только затем, чтобы рассказать вам о тревожных открытиях.
Начиная разговор о такой современной и непростой в техническом плане теме, нельзя обойти стороной базовые составляющие технологии и общественного мнения вокруг нее. Чтобы лишний раз не травмировать всех, кто уже устал от бесконечных пояснений за «блокчейны», «контент-криэйтеров» и «NFT-артистов», мы спрятали объяснение основных вопросов под соответствующие спойлеры.
Что такое NFT?
Невозможно понятно объяснить суть технологии NFT, не объяснив, что такое блокчейн. Это технология, сделавшая криптовалюты и возможными, и уникальными. Блокчейн представляет собой последовательность блоков с записанной информацией, которая хранится не в одном месте (например, на сервере условной компании), а сразу у всех участников, причем в своей последней версии. То есть когда в уже существующие блоки вносят изменения или добавляют в последовательность новые, информацию об этих действиях получают все, что делает блокчейн столь безопасной и востребованной технологией. В теории это должно оберегать участников от махинаций и попадания в одни загребущие руки, государственные или корпоративные, которые смогут все контролировать. Но от человеческого фактора все равно не спастись.
Невзаимозаменяемый токен (то самое NFT) — сертификат, записываемый в специальный блокчейн на основе Ethereum. Эта метка как будто закрепляет за конкретным лицом право на владение каким-либо цифровым объектом, о чем также узнают все участники цепи. При этом реальных прав, подтвержденных законами и юридическими документами, он не дает. То есть покупатель приобретает лишь ощущение мнимого владения.
За что NFT любят?
Во-первых, и творцы, и частные инвесторы, и даже большие компании любят NFT за возможность хорошо навариться. Например, художник Покрас Лампас продал свою самую дорогую картину именно как NFT, а Konami неплохо заработала на наследии своих культовых игр. Возможность поддержать малоизвестных художников, творцов и прочих NFT-артистов называют основным плюсом всего происходящего, пускай зарабатывают также и аферисты, и крупные компании.
Во-вторых, футуристы и верящие в светлое цифровое будущее уверены, что это новая форма собственности. Не так давно Майк Шинода, сооснователь Linkin Park и известный продюсер, рассказал о своем видении будущего. Майк считает, что скоро мы будем покупать скины не в конкретной игре, а приобретать себе в собственность и переносить их между, например, Fortnite, Call of Duty и Твиттером; то есть все игры и вообще Интернет станут либо одной большой метавселенной, либо сборищем метавселенных поменьше, но связанных друг с другом. Везде можно будет носить свои NFT-предметы, облики, музыку и все остальное.
Звучит настолько же интересно, насколько сложнопредставляемо. Скин из «колды» в Твиттере. Это как?
Почему NFT не любят?
Как и криптовалюты, рынок NFT никем не регулируется. Из-за этого в сфере крутится огромное количество мошенников и других нечистых на руку желающих навариться, что бросает тень на хорошую саму по себе технологию. Кто-то сам покупает свои токены по нескольку раз, накручивая цену, а кто-то просто выдает чужое за свое. Шутка ли, даже известный актер озвучки Трой Бейкер сначала связался с такими мошенниками, продававшими чужие голоса, но затем все-таки отказался от сотрудничества с ними.
Отдельным пунктом идет недовольство геймеров, когда в тему NFT влезает крупная компания вроде Ubisoft или GSC — им бы играми заняться, а не вот этим всем. Негативный фон вокруг NFT настолько высок, что фирмы, рискнувшие влезть на этот рынок, но обладающие консервативной аудиторией, вынуждены в кратчайшие сроки от затеи отказываться. Из последнего: создатели S.T.A.L.K.E.R. 2, «вормсоделы» из Team17, а Electronic Arts успела охладеть еще до предпринятия шагов.
Также сомнительна и юридическая ценность NFT-объектов. Сможете ли вы при необходимости доказать, что честно купленный вами токен с Nyan Cat действительно принадлежит вам? Уже упомянутая Konami черным по белому пишет, что купив ее токен, владельцем куска классической Castlevania вы не становитесь. И зачем тогда это все? Что на самом деле вы покупаете?
Последний пункт, вызывающий ненависть к NFT, возможно, самый важный из всех, но многие его часто опускают. NFT натурально вредит экологии Земли, причем во много раз сильнее, чем другие Интернет-технологии. Согласно исследованиям Digiconomist, одна транзакция в Ethereum (криптовалюте, к которой привязаны NFT) в плане выработки углекислого газа равна 82,648 покупкам через Visa или 6,215 часам просмотра Youtube. А таких транзакцией ежедневно происходят сотни, если не тысячи.
Это были основы. Теперь перейдем к тому, ради чего мы все здесь и собрались — непосредственно к NFT-играм. Получится ли просто играть в высококлассные проекты и тем самым хоть как-то обеспечивать свое существование? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы начали с самых популярных и распространенных вещей.
В большинстве своем…
… NFT-игры — это мобильный мусор. Неудивительно, что на iOS и Android появилось огромное количество тайтлов, завязанных на криптовалютах и токенах. Apple и Google относятся к подобным вещам спокойно, в отличие от той же Valve, о чьей политике в Steam мы поговорим позднее.
Мобильный рынок и без NFT забит разными дешевыми попытками легко заработать на наивных пользователях. Play Market ломится от низкокачественных клонов успешных игр всех мастей, а у Apple модерация хоть и в разы жестче, но спасает лишь от самых явных мошеннических схем и паршивых подделок.
Клоны все равно лезут и лезут.
Например, одна из самых, если не самая популярная NFT-игра Axie Infinity копирует столько всего и сразу, что трудно даже назвать конкретный источник «вдохновения». Кроме, разве что, «Покемонов» — отсюда была позаимствована концепция коллекционирования монстров и их сражений друг с другом.
Разумеется, подвязать эту концепцию к NFT несложно. Продавать своих прокачанных «аксиков» (ну, местных «покемонов», вы поняли) можно аж за два вида криптовалюты, которые имеют «хождение» и в реальном мире — то есть через ряд махинаций обмениваются на деньги.
Но здесь есть и обратная сторона. Чтобы начать играть, нужно и самому купить несколько чубзиков. Без привязки криптокошелька вас даже не пустят в саму игру, оставив на экране регистрации. Цены на существ можно мониторить прямо на официальном сайте, где расположился маркетплейс. На данный момент они начинаются с 0,01 аксия, то есть с 27 долларов (около 2 тысяч рублей по текущему курсу).
К слову, команда состоит из трех существ, так что фактически минимальный входной билет в Axie Infinity на данный момент стоит от 6000 рублей.
Но мы ведь делаем все это ради денег, так? Чтобы добывать ценных «аксиков» и продавать их за большие деньги, нужно иметь и соответствующую команду, поэтому стоит присмотреться к существам от 400-500 долларов (30-38 тысяч рублей на начало февраля 2022 года) за штуку. В таком случае уже в первый месяц удастся заработать порядка тех же 500 долларов. При условии, что вы сможете разобраться в игре и курс будет благосклонен.
Другая популярная игра, о которой всегда вспоминают в разговорах о NFT-гейминге, это Thetan Arena. Не будем тянуть резину — это клон Brawl Stars, причем довольно паскудный. В отличие от Axie Infinity, проверить это утверждение не составит труда, ведь игра также доступна в App Store и Play Market, но при этом не требует вложений для начала игры. Более того, в самом приложении есть вкладка «Магазин», где за обычные, скучные, не имеющие криптопотенциала и ничем не примечательные русские рубли (или валюту вашего региона) можно купить героев и все прочее.
Основная движуха, то есть обмен и продажа NFT с криптовалютой, происходят также на официальном сайте. Играть в Thetan Arena можно и за обычных героев, которые даются и без доната и прямых вложений, но за NFT-героя играть, кхм, «интереснее» — ведь только с его помощью у вас получится заработать. Самый дешевый персонаж, которого мы смогли найти, стоил по текущему курсу 264 доллара (около 20 тысяч рублей), но более разумным вложением будет премиум-герой — то есть стоящий 600-800 долларов (45-60 тысяч рублей). При этом у каждого персонажа есть ограниченное число матчей, за которые можно будет получить внутриигровую валюту, что напрямую скажется на ваших заработках.
Успех в матчах зависит от ряда факторов, на которые разработчики могут влиять и, судя по обсуждениям игроков, активно влияют. Во-первых, пользователи подозревают, что разработчики активно пользуются аналогом SBMM-матчмейкинга из Call of Duty, когда лобби набираются таким образом, чтобы активно донатящие игроки были изначально в более выгодной позиции. Но часто к таким игрокам просто ставят слаженную команду ботов, которые выносят противников с бесплатными или дешевыми героями на раз-два, давая заработать криптоинвесторам. Стоит ли говорить, что если бы рынок все-таки регулировался, то такое мошенничество было бы уголовно наказуемым?
Мы поговорили всего лишь о двух самых популярных NFT-проектах, но на самом деле их миллион, и копируют они тоже миллион других игр в самых разных жанрах. Заработать можно много где, было бы желание: хотите, вот вам слизанное с Hearthstone ККИ — Gods Unchained, где разработчики тоже мутят с балансом; вот аналог Terraria в браузере, где тоже можно теоретически заработать — Mines of Dalarnia; хочется гонок, где машины и запчасти к ним нужно покупать за реальные (ну как, реальные — криптовалюту) деньги? Для вас придумали Battle Racers. Сотни их!
Все эти игры объединяет одно: никто не играет в них для того, чтобы получить удовольствие. Даже скриншоты или видео с геймплеем не всегда так просто найдешь. Обычно геймплейные кадры нужны для того, чтобы понять, хочется поиграть в конкретный проект, или нет. Но в данном случае это неважно — сюда приходят не за тем, чтобы развлекаться, а за деньгами (ну, как деньгами — криптовалютой). Поэтому форумы забиты обсуждениями и спекуляциями на игровых рынках, а не обсуждениями собственно игр.
Но «мобилки» и «браузерки» не все, на что хватило фантазии у NFT-апологетов, которые нашли перспективной технологии и другие применения.
Игры-метавселенные
Вообще, единого описания, объясняющего, что такое «метавселенная», пока не выработалось. Кто-то называет так произведения, где встречаются персонажи из разных франшиз — например, фильмы «Первому игроку приготовиться», «Лего: Фильм» и даже «Человек-паук: Нет пути домой»; из игр логичнее всего вспомнить Fortnite, где, помимо оригинальных персонажей, можно встретить Кратоса, Мастера Чифа, Наруто и героев других франшиз.
Но правильней называть «метавселенной» проекты, где игроки могут сами создавать свой облик, а также выбирать род деятельности. Такие игры выходят за рамки непосредственно игр — корпорации обещают, что через несколько лет мы будем смотреть кино, общаться с друзьями и работать в едином виртуальном пространстве — как раз-таки Метавселенной.
Что-то такое уже реализовано в миллионе поделок из раннего доступа Steam, но упоминания стоит, наверное, лишь знаменитый VR Chat, подаривший нам мемы про «угандийского Наклза» и «это Казахстан, да?».
Подробнее об этом можно прочитать в нашем недавнем материале, полностью посвященном различным метавселенным. Сейчас же мы просто хотим показать, как NFT соединяются с Метавселенными, и во что это в итоге превращается.
Представьте: вы только что купили отличную NFT-гифку на Open Sea и хотели бы ей где-нибудь воспользоваться. Коллаборации с Epic Games у вас пока не случилось, так что Fortnite отпадает; в VR Chat придется самому делать трехмерную модель и как-то ее засовывать в игру, вообще не рассматриваем. Что ж, похоже, придется идти в Worldwide Webb.
Как гласит описание на официальном сайте, «это MMORPG-метавселенная, в которой NFT используются как внутриигровые аватары, питомцы, предметы и даже квесты». То есть да, тут можно побегать в роли той самой jpg-обезьяны или другой чертовщины, которая продается на торговых площадках. И да, Worldwide Webb лишний раз доказывает, что NFT — это действительно не только jpg-картинки.
Но здесь же и состоит проблема с тем видением мира будущего, которое нам пытаются впарить NFT-энтузиасты. В Worldwide Webb попадают лишь те NFT, которые ее разработчики вручную сюда перенесут. Конечно, там сразу же появилась знаменитая коллекция аватаров с обезьянами и другая чепуха, но огромное количество цифровой собственности никогда не будет использоваться в игре — никто просто не будет переносить недостаточно популярные предметы.
Впрочем, на реальной возможности пофлексить своими приобретениями, по большому счету, достоинства Worldwide Webb и заканчиваются. Несмотря на до сих пор сохраняющуюся популярность, делать в игре нечего, кроме как покупать недвижимость, транспорт, питомцев и проходить однотипные квесты.
Но Worldwide Webb скорее исключение, ведь под играми-метавселенными сейчас обычно подразумевают совсем не двухмерные MMO. Часто в таких играх токены нужны для продажи земли, на которой можно что-то построить, а сам геймплей в строительстве и состоит.
Тут проекты делятся на два типа. Первый можно назвать аналогом условного Minecraft, где вы управляете аватаром и ручками из ресурсов строите всякие штуки. В этом жанре большой популярностью пользуется песочница The Sandbox, которая недавно была перезапущена с внедрением NFT и стала напоминать Minecraft еще больше, чем до перезапуска.
Второй тип игр — что-то вроде градостроительных симуляторов. В таких играх вы управляете уже не конкретным персонажем, а условной строительной компанией, которая размещает на земле производства, офисы, магазины и другие предприятия. С подобной игрой недавно выступил даже сам Питер Молинье — личность настолько неординарная, что и про него у нас есть отдельный материал. Одно его участие в NFT-безумии многое говорит о рынке и его перспективах.
Его проект Legacy выйдет только в этом году, но за первые выходные после анонса уже заработал добрых 53 миллиона долларов. Как это часто бывает с NFT-играми, игровой процесс Legacy мало кого интересует, и даже официальное описание сосредотачивается в основном на способах заработать. Основных два: покупка земли с целью последующей перепродажи или сдача в аренду другим игрокам, чтобы те могли строить свои заведения.
Но не одним Молинье единым полнится рынок крупных, но еще не вышедших NFT-игр.
Я тоже своего рода Star Citizen
Пока Крис Робертс еще не додумался внедрить NFT в свой грандиозный Star Citizen, несколько компаний поменьше решили внедрить Star Citizen в свои NFT-проекты.
Да, эти игры действительно выглядят куда более внушительно, чем уже упомянутые Axie Infinity или Thetan Arena, и издалека похожи на нормальные видеоигры. Разрабатываемые на современные движках (Unreal Engine 4, Cry Engine), красивые, большие, они, тем не менее, все еще в первую очередь предназначены для зарабатывания денег и мало кого интересуют именно в плане «поиграть».
Например, у RPG в открытом мире Illuvium слоган говорит сам за себя: «Сражайся за Ethereum». Впрочем, у игры есть и своя именная валюта, но если вы хотите на этом заработать, то с большой вероятностью опоздали: цены уже прошли свой пик, и чтобы они опять выросли, игре необходимо хотя бы выйти.
По геймплею это очередные «Покемоны» — видимо, жанр приглянулся из-за того, что существ очень удобно интегрировать в криптосхемы и перепродавать, как бы плохо это ни звучало. Игрок может находить, собирать, коллекционировать и сражаться своими иллювиалами с другими пользователями. Сражения проходят на условной арене, а представляют из себя автобаттлер. Геймплейных кадров по традиции немного, и все они засунуты в небольшой трейлер. Дата выхода размытая — 2022 год, но разработчики активно набирают новых специалистов к себе в студию в Сиднее.
Star Atlas на первый взгляд кажется чем-то более интригующим, но на поверку оказывается очередной затасканной идеей. Это онлайновая стратегическая игра, в которой игроки могут заниматься «захватом территорий» и «политическим доминированием» — во всяком случае, об этом заявляет официальный сайт.
А вот можно ли будет этим заниматься в самой игре — большой вопрос. Пока что готовы лишь магазин, где можно покупать NFT-внутриигровые предметы, инвентарь, где их можно хранить, а также выбор фракции и таблица лидеров, где указаны самые богатые игроки и фракции. Речь идет о настоящем богатстве — игра привязана к коину USDC, который обеспечен реальным долларом США, что делает валюту маяком стабильности в неспокойных водах криптомира.
В ближайшее время разработчики планируют реализовать такие революционные функции, как возможность продавать свои имена другим игрокам, собираться в группы по интересам (то есть создавать пользовательские альянсы), возможность модернизировать находящиеся в подчинении корабли и отправлять их на миссии. В каком-то таком виде игра уже существует, но вот конкретной даты выхода даже в подобие раннего доступа пока нет.
Чего нельзя об Infinite Fleet — амбициозной MMORPG, в которой игроки могут путешествовать по Галактике на своем космическом корабле. Если упрощать, то это специфическая версия Eve Online.
Из ее достоинств стоит отметить, что сейчас Infinite Fleet хотя бы в каком-то виде существует и более-менее играбельна — альфа началась в марте прошлого года. У игры есть и внятный трейлер, и дорожная карта событий, которые в ней происходят, и план по развитию, и, самое главное, собственная криптовалюта.
За разработку ответственны ведущие разработчики Age of Empires 4, которые, в отличие от многих других, в игровой индустрии разбираются. Поэтому еще до выхода в открытую альфу можно было покупать корабли за 40$ (сейчас это около 3000 рублей) и вкладываться в валюту, но лучше бы, конечно, им ориентироваться не на Star Citizen.
А что там в Steam?
С NFT-играми в Steam сложилась парадоксальная ситуация — они там как бы есть, но вообще их там нет. В октябре Valve без объявления войны поменяла документацию Steamworks. Криптовалюты, блокчейн и NFT стали на площадке запрещенными. Все существующие игры с указанными технологиями были немедленно удалены из магазина.
Как бы апологеты будущего, футурологи и просто жадные разработчики игр не плакались, но дядюшка Гейб оказался непреклонен — запрет действует по сей день. В то же время официальные лица компании никак не прокомментировали резкое решение, в отличие от Тима Суини, который пригласил всех к себе в уютный EGS, где достаточно не нарушать законов и все будет в порядке.
Чем же вызвано негодование боссов Valve? Возможно, тем, что там уже добрый десяток лет и так вовсю идет торговля виртуальными предметами? Все слышали, а многие наверняка и пользовались торговой площадкой Steam, где можно купить скины для ножей в CS:GO и шапки для героев Team Fortress 2. В отличие от многих NFT, этими предметами тоже можно пользоваться в играх, а не просто любоваться.
При этом Steam Community Market лишен недостатков, за которые NFT постоянно критикуют — без привязки к блокчейну он не вредит экологии. Помимо этого, им проще пользоваться (не надо создавать криптокошелек и покупать валюту), а также это законно: криптовалюты уже запрещены в некоторых странах, и со временем их станет только больше.
При этом с основной задачей NFT — приносить деньги выпустившему токен за каждую перепродажу — маркетплейс Steam прекрасно справляется. Там даже написано, какую конкретно сумму Valve получит с вашей транзакции в виде комиссии. Оказывается, для таких схем NFT вообще не нужен?
В любом случае, как это часто бывает, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. В Steam и так полно игр, нарушающих правила площадки, которые будут там висеть до тех пор, пока у модераторов не наберется достаточного количества жалоб. Вот и создатели NFT-игр тоже пошли на хитрости, которые позволяют им оставаться в магазине до сих пор.
Возьмем прямо-таки вопиющий случай: игра My Neighbor Alice еще не вышла, но вот соответствующий токен Alice уже выпущен, а страничка в Steam до сих пор не удалена. Оттуда можно узнать, что это аналог Animal Crossing, в котором игроки опять же смогут покупать землю как NFT и строить города. Что? Да! Здесь нет ошибки, все опять оказывается завязано на токенах.
Маневр разработчиков прост — версия игры в Steam просто будет лишена любых упоминаний NFT, блокчейна и криптовалюты, а основная движуха уже давно происходит на сайте. Эта нехитрая схема позволяет выпускаться в Steam и даже иметь там неплохую аудиторию до сих пор.
Есть пример игры, которая входит в топ-15 самых популярных в Steam прямо сейчас, имея аудиторию в 60 тысяч единовременных геймеров, а также уважение и любовь от помощника депутата фракции ЛДПР Ильи Мэддисона, не раз игравшего в нее на стримах. Мы говорим о MIR4, которую решили опробовать на собственной шкуре и узнать, можно ли там заработать.
MIR4
Первый вопрос, который возникает при запуске — а что, до этого действительно было три игры в серии MIR? Да, действительно.
WeMade Entertinment — студия из Южной Кореи, которая уже больше двадцати лет занимается онлайновыми играми для ПК. Среди выпущенных ею хитов NED: The New Era of Fantasy, Kailas и, собственно, серия The Legend of Mir.
Пытливые пользователи уже могли догадаться, что представляет из себя MIR4. Это действительно типичная корейская MMORPG, которая вышла на мировой рынок в августе 2021 года и быстро набрала популярность. Поэтому мы и выбрали ее как объект для собственноручной апробации — вряд ли на рынке криптоигр есть что-то более понятное русским геймерам, чем корейская MMO.
Основной игровой процесс типичен — это онлайновая RPG с таргет-боевой системой и жонглированием набора скиллов. Игра вышла в первую очередь для смартфонов на iOS и Android, но реализованная кросплатформенность позволяет играть на любом устройстве одними и теми же персонажами на тех же серверах. Впрочем, это накладывает свой отпечаток на интерфейс: ПК-порт настолько ленивый, что с экрана даже не убрали виртуальный джойстик.
Мы только создали персонажа, а нам уже предлагают загрузить его как NFT или купить другого
Впрочем, пользоваться им предстоит не так уж и часто. В игре реализована система автобоя — точнее даже «автовсего». Если вы нажмете на название квеста, то персонаж сам помчится его выполнять. Настройка в меню автоматизации позволяет запрограммировать и другие действия, не прибегая к стороннему софту. Незнакомым с жанром игрокам это может показаться нововведением, но на самом деле это старая практика: все то же самое, например, есть и в мобильной версии Lineage 2.
Из-за этого мир в MIR4 (кхе) наполнен ботами, которые в данном случае полностью легальны. Персонажи, большинство из которых класса Заклинательницы лишь потому, что она самая симпатичная, бегают и добывают ресурсы, толпами фармят мобов. Но подойти и заговорить не выйдет — скорее всего, реальный владелец занят чем-то другим.
Пока кто-то вовсю рубится, кто-то любит анал
Помимо автобоя и автомайнинга, в MIR4 есть все атрибуты типичной MMORPG. Гомерически смешной сюжет, разгоняющийся от семейной прогулки в пещере до спасения мира, тонны гринда, пять классов героев, множество видов ресурсов, тонны гринда, адская прокачка, для продвижения по которой необходимо адски гриндить. И еще тонны гринда.
На весь этот адский гринд мотивирует реальная возможность заработать денег, но времени на это потребуется много, а стоит ли того результат — мы оставим решать читателю.
Для начала необходимо прокачать персонажа до 40 уровня. Лишь после этого откроется доступ к внутриигровому магазину (тому, где заработать может и сам игрок, а не там, где можно только тратить), в котором реализована возможность обменять ресурсы на криптовалюту. Речь идет о коине Draco, одну монетку которого можно получить за 100 тысяч внутриигрового ресурса «Темная сталь».
Вот в таких квестах и проходит жизнь игрока в MIR4
В день персонаж может добывать от 100 до 400 тысяч этой самой темной стали — зависит от прокачки и удачи. Соответственно, за день можно заработать 1-4 монетки Draco, и вот тут наступает тот самый момент — обмен на реальные деньги. Очевидно, что успех предприятия зависит от курса Draco, который в своей стабильности уступает даже рублю. Если летом цена доходила до 28 долларов за штуку (около 2150 рублей по текущему курсу), то потом рухнула до 0,4$ (то есть сорока центов) — хакеры нашли способ дюпать «Темную сталь», то есть увеличивать ее количество нелегальным способом. Разработчики с кризисом временно справились, и в октябре монета стоила около 7-8 долларов (500-600 рублей), но с декабря ее курс не превышает тех же 40 центов, а сейчас вообще держится на уверенных 27.
Сейчас в MIR4 среднестатистический игрок при благосклонном курсе Draco может зарабатывать около 1-2$ в сутки — то есть до 60$ в месяц или около 4,5 тысяч рублей. Сумма хоть и небольшая, но все-таки ощутимая: Илья Мэддисон даже пообещал прожить месяц исключительно на деньгах, заработанных в игре. Впрочем, от затеи он в итоге отказался. Курс подвел.
Обычный геймер действительно может заработать на криптоиграх, но это будут нестабильные и чудовищно маленькие деньги, добытые через откровенную скуку. С увеличением затрат сумма может вырасти, но при наличии капитала можно вложить его и с куда меньшими рисками. Практика показывает, что редкий проект демонстрирует долгую стабильность: о больших заработках речь идет лишь на этапе первых волн интереса от лиц, заинтересованных в сиюминутной спекулятивной наживе. По большому счету, это просто пузыри, объемы которых поддерживаются нервозными и жадными до халявных денег выдохами всех участников цепи. Какое-то время они будут набирать критическую массу — и хотелось бы сказать, что затем неизбежно лопнут, только вот глубины человеческой жажды наживы очень тяжело недооценить. Закончится ли когда-нибудь топливо из все новых и новых криптоинвесторов? Ответить на этот вопрос сложно, но вывод напрашивается очень простой: заработок денег может быть связан с развлечением лишь в очень редких случаях, и пока это явно не один из них. Играйте лучше в хорошие игры. Исключительно ради удовольствия.