Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

Dragon Age: Origins, Assassin’s Creed 2, Final Fantasy 13, Batman: Arkham Asylum, Uncharted 2 — вот лишь малая часть хитов, гремевших в 2009 году. Где-то на их фоне вышла и Risen — первая игра от создателей «Готики» в свободном плавании. Нельзя сказать, что ее тогда не заметили, ведь до нее в принципе было дело лишь фанатам игр студии. Но спустя 14 лет остров Фаранга снова всплыл на мониторах геймеров — о том, стал ли он красивее и как происходящее ощущается сегодня мы и расскажем после длительного забега по его джунглям.

Ну как там с ремастером обстоит вопрос?

Сначала разберемся с тем, что вообще недавно вышло на консолях и что случилось со Steam-версией игры. Итак, никакого ремастера Risen в природе не существует — THQ Nordic во всех материалах разумно указывает, что свежий релиз это лишь порт оригинала 2009 года на современные платформы. То есть ситуация достаточно необычная для индустрии, где за каждый чих разработчиков принято накидывать сверху 30 долларов и приписывать «такой-сякой Edition».

Впрочем, отсюда же следует и практически полное отсутствие графических улучшений. В 2009 году Risen вышла на ПК и Xbox 360, а теперь доступна еще и на PS4, Xbox One и Nintendo Switch. Самой любопытной кажется версия для портативной консоли — судя по немногочисленным геймплейным кадрам и отзывам из сети, там приемлемые для «Свитча» картинка и производительность, но присутствует большинство проблем из версий для старших консолей.

Например, на Switch это выглядит так

А на PS4 и Xbox One Risen ощущается как портал в 2009 год. Например, у игры есть два графических режима: «производительность вкл» и «производительность выкл». Второй предлагает разрешение 1080p и 30 fps вместе с чем-то вроде высоких настроек с ПК. В таком виде игра выглядит на свой возраст и не вызывает особого отторжения — иногда даже кажется, что текстуры либо хорошо состарились, либо их не поленились заменить.

А вот так называемый «режим производительности» производит удручающее впечатление — ради 60 fps в игре 14-летней давности разрешение падает по ощущениям ниже 720p, текстуры возвращаются во времена палеозоя, а урезанная дальность прорисовки и пост-эффекты низкого качества создают ощущение нахождения в мыльном растворе. Запустив такое на PS5 или Xbox Series X, действительно испытываешь странные чувства.

В каком-то смысле картинка становится мягче…

Вдобавок идут и другие атрибуты настоящего ПК-гейминга из 2009-го — многочисленные вылеты и технические проблемы. Игра регулярно зависает или уходит в бесконечную загрузку на сохранениях, а старые баги из оригинала никуда не делись. Впрочем, никаких новых ломающих прохождение проблем, вроде бы, не появилось, так что остается по старой памяти постоянно сохраняться в разные слоты и терпеть неприлично долгие по текущим меркам загрузки (порядка 10-15 секунд). Можно отметить разве что периодически отваливающуюся озвучку — от этого страдают все локализации, а не только русская.

Еще одна важная для консолей деталь — управление на геймпаде. В целом, схема достаточно адекватная, однако есть две небольшие проблемы. Во-первых, прыжок назначен на нажатие правого стика. Что? Да! Это очень странно, но к этому можно (нужно) привыкнуть, потому что — это проблема номер два — переназначить клавиши нельзя.


                    Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

Мир игры доступен для исследования разными способами, и прыжки в нем правда важны

Ну и самое главное нововведение — теперь в Risen на всех платформах есть русская озвучка. Раньше официальная локализация от «Нового Диска» была доступна только обладателям заветного «джевелка», а теперь она есть и на консолях, и в Steam.

Впрочем, и тут не все хорошо — озвучка странная и иногда «радует» какими-то дикими перлами. То персонаж заговорит другим голосом, то текст с субтитрами не совпадет, то вместо субтитров какая-то абракадабра. Поклонники уже выяснили в чем дело — оказывается, для перевыпуска использовали старую версию перевода, в которой куча ошибок.

Часто можно услышать мнение, что любой перевод лучше, чем никакого. Даже такой?

 

Стоит рассказать и о том, что происходит со Steam-версией. Она получила бесплатный апдейт, который добавил поддержку геймпада, 64-битных операционных систем, а также ту самую злополучную русскую озвучку. До кучи в игру пришли и вылеты с зависаниями из консольных версий, однако большинство геймеров это не смутило — у игры по-прежнему «очень положительные» отзывы.

А теперь давайте вспомним (а кто-то и узнает), ради чего имеет смысл в 2023 году терпеть это безобразие.

Портал в нулевые

Когда-то студия Pirahna Bytes со своей «Готикой» пыталась соревноваться с Bethesda и ее The Elder Scrolls — в свое время Gothic 3 без шуток называли серьезным конкурентом TES 4: Oblivion. Но если Тодд Говард в итоге сделал Skyrim, то история немцев печальна — после провала чрезмерно забагованного триквела «Пираньи» поссорились с издателем JoWood и лишились прав на серию. В итоге готическая история прервалась на Arcania: Gothic 4 от другой студии, которую все пытаются забыть как страшный сон. А еще на GameGuru есть ее очень смешной обзор, с помощью цитаты из которого с обложки игры автор этого текста впервые и узнал о сайте.

Таким образом Risen стала первой игрой для настоящих создателей «Готики» в свободном плавании — во многих смыслах это и есть настоящая «Готика 4». Она вобрала в себя многие черты оригинальной Gothic: здесь очень компактный мир, события в мире серьезно завязаны на противостоянии фракций, герой представляет собой полного косипошу, а финал невероятно глуп и не обошелся без вмешательства местных богов.


                    Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

В динамике вид завораживает, но большая дальность прорисовки здесь открывает взору край карты

Смена масштаба после Gothic 3 пошла только на пользу — разработчики не надломились над заполнением пустых пространств злыми кабанами, а максимально толково распорядились имеющимся пространством. Каждый уголок острова Фаранга таит в себе какой-нибудь секрет — начиная от ценного растения и жилы с золотом, заканчивая закопанным сокровищем, квестовым предметом или даже новым снаряжением.

Исследовать каждый закуток и выполнять все квесты — единственный верный способ играть в RPG от Pirahna Bytes. Причин на это две: во-первых главный герой невероятно слаб и нуждается в прокачке, а во-вторых многие квесты связаны между собой, и провести черту между основным и дополнительным заданием часто бывает затруднительно.


                    Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

Карта не слишком детальная, что подталкивает к изучению острова

Пострадавший в кораблекрушении по традиции безымянный герой обнаруживает себя на острове, куда недавно прибыла Инквизиция. Пока в мире бушуют таинственные штормы и бури, на Фаранге из-под земли вылезли древние храмы с древними чудовищами и древним золотом. Помимо Инквизиции с ее таинственными целями, это привлекло внимание и местных криминальных авторитетов под предводительством Дона Эстебана, который раньше фактически заправлял островом. Теперь же он вынужден ютиться в убежище на болоте с остатками своей шайки, пытаясь оттяпать золота и мешая исследованию руин.

Выбор одной из сторон — бандиты или Инквизиция — необходимое условие для завершения первой из четырех сюжетных глав. Само по себе это, как и в первой «Готике», не превращает одну игру в две: меняется доступное снаряжение, часть квестов, некоторые события, но костяк истории остается прежним. Зато вариативность деталей вокруг основного сюжета действительно удивляет.

Воровство обставлено через диалоги с растяпами

Игры от «Пираний» печально известны меметичными квестами в духе «принеси мне 10 плодов брюквы» — такое встречается и в Risen, где практически в самом начале послушник просит вас собрать десять побегов зерна. Впрочем, большинство квестов завязаны на социальной интеракции и отношениях между персонажами.

Попадая в новый город вы сразу начинаете знакомиться с его жителями, которые вечно чем-то недовольны и точат друг на друга зубы. Разбираясь в хитросплетениях взаимных обманов, подстав и жадности, игрок тоже может вести себя как сволочь, что стало одной из отличительных черт игр PB. Если местный гангстер просит вас собрать деньги за «крышу» с работяг, ничто не мешает это сделать, но весь кэш в итоге оставить себе. А воровство из домов и карманов горожан — вообще основной способ заработка большинства игроков, потому что требуя денег со всех и каждого много не заработаешь — люди и так бедные. Что не мешает их обирать до нитки.


                    Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

Бой с двумя врагами — задача не из простых. А волки вообще-то сбиваются в стаи…

Такая проработка возможна благодаря скромному масштабу. Здесь всего один «большой» город, в котором наберется полтора десятка домов, пара средних поселений в полдюжины зданий и кучка мелких выселок из одного-двух жилищ. Зато в каждом из этих населенных пунктов от половины до всех персонажей имеют имя, историю, характер и участвуют в одном или паре квестов. Многие еще и могут поторговать или научить вас чему-нибудь полезному.

А учиться новым приемам у учителей необходимо — на этом вся боевая система завязана. В начале игры наш бравый косипоша совсем никчемен и готов огрести от каждой крысы-переростка. Заметная вклад в эту боль делает сама боевка, которая в Risen представляет собой сплав из безобразия «Готик» и чего-то более современного по стандартам 2009 года. Помимо простых ударов и появляющихся с прокачкой комбо, герой мягко нацеливается на противников, умеет уклоняться и блокировать, но в итоге движения все равно ощущаются топорно. Привыкнуть, конечно, можно, но сражения с толпами врагов из-за нежелания персонажа менять цель превращаются в пытку.


                    Обзор порта Risen. Старый косипоша вернулся и готов отправить вас в 2009 год

В этом мире даже монахи могут взбрыкнуть на ровном месте

Атмосфера сказки

Наконец, «готикоподобные» игры во многом покоряют за счет своей атмосферы и аутентичности. Даже примитивная графика не мешает первой Gothic спустя более чем 20 лет с релиза заворживать, что уж говорить о более современной Risen. Постоянно меняющееся время суток и погода создают ощущение жизни на острове, которое усиливают жители, имеющие свой распорядок дня.

Атмосферу таинственности на природе и ощущение заунывной городской жизни подчеркивает волшебная музыка Кая Розенкранца. Смотреть за неспешно таскающими ящики грузчиками в порту, волнами на море и тренирующимися послушниками Инквизиции под чарующий и обволакивающий саундтрек можно часами — а затем все разойдутся, выпьют рома, поспят и утром вернутся к своим обязанностям.

Каждое поселение живет своей жизнью

Pirahna Bytes — мастера показывать жестокий мир, где понимание избранности героя отодвинуто на вторую половину игры, а в первой об тебя вытирают ноги все кому не лень. Это настолько «приземляет» фэнтезийные миры с магией и орками, что заставляет поверить в них и прочувствовать все тяготы жизни местных персонажей.

По сути, эти игры всегда были о том, как люди живут простой жизнью в непростых ситуациях: пьют пиво, работают, торгуют, обманывают друг друга и так далее. В то время, как их поселения оказываются изолированы за волшебным куполом вместе с толпой орков, находятся под угрозой нападения драконов с армией мертвых, или, как в Risen, располагаются на отрезанном от цивилизации острове с древними руинами и монстрами.

Полежать одетым в ванне и покурить кальян вместо спасения мира — выбор настоящего косипоши

В таких условиях большинству не остается ничего, кроме как днем пилить доски, таскать ящики или ковать что-то в кузнице, а вечером сплетничать в таверне. Хотя даже в этом меланхолично-депрессивном болоте всегда найдется один косипоша, выживший в кораблекрушении и желающей навести шороху…

Небольшой, но живой мир, завораживающая атмосфера, кривая боевка, высокая сложность на начальном этапе и ворох технических проблем… Risen — настоящая наследница «Готики», и в каком-то смысле последняя представительница классики жанра. В продолжениях разработчики уже расчленили единую карту на отдельные острова, сделали большой акцент на пиратах, а потом и вовсе ударились в sci-fi вместе с дилогией Elex.

Risen точно нельзя назвать лучшей точкой входа для современного игрока — ничего современного в ней нет, даже с учетом минимальных улучшений перевыпуска. Впрочем, похоже, что тех, для кого он предназначался, это не остановило — со всеми проблемами оно как-то даже и аутентичнее.

Ради чего стоит играть:

  • Это «Готика» во всех возможных смыслах
  • Вариативные квесты
  • Завораживающая атмосфера
  • Возможность быть сволочью

Что портит удовольствие:

  • Это «Готика» во всех возможных смыслах
  • Техническое состояние игры крайне посредственно

Итог

Порт вместо ремастера, Risen вместо Gothic. Трудно сказать что-то новое, ведь интерес игра вызовет в основном у тех, кто давно знаком с творчеством Pirahna Bytes. Если же новые желающие попробовать знаменитые немецкие геймдизайн, атмосферу и контроль качества все-таки найдутся, то хочется пожелать им лишь удачи и крепости духа — так игры сейчас уже действительно никто не делает. В хорошем и плохом смысле.

Источник

Если Вам понравилась статья, рекомендуем почитать

Xportable.ru - Портативный Xrust
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Xportable.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: