Большой разбор Love, Money, Rock’n’Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Созданная творческими обитателями имиджбордов, визуальная новелла «Бесконечное лето» очень мощно выстрелила в 2013 году — и вышла далеко за рамки «двачей» и прочих анонимных досок. На волне уже ниспадающей популярности проекта его руководитель и сценарист Антон Аркатов (более известный под псевдонимом Ритан) объявляет о создании новой игры  —  Love, Money, Rock’n’Roll. Она находилась в разработке почти семь лет. Раз за разом Ритан переносил релиз, но вот свершилось! «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл» вышла, ее уже успели пройти самые большие фанаты «Бесконечного лета», но создатель не учел главного: фанаты выросли, и просто красивыми девочками их уже не удивить. Впрочем, обо всем по порядку.

Только запускается заставка — и я ловлю эстетический кайф. Музыка в меню и визуал в целом — это просто нечто. Уже представляю чарующую стилистику Японии 80-х, настраиваюсь на очень правильный, позитивный лад… И оказываюсь обманутой. С первой же минуты Love, Money, Rock’n’Roll сталкивает игрока со стеной — нет, с целым Адриановым валом текста. Для меня не было секрета в том, что графомания — это неотъемлемая часть сценарного видения Риты, просто теплилась какая-то надежда. Но худшее было впереди. После вступительного ролика я знакомлюсь с самым мерзким персонажем в мире. Серьезно, он абсолютно худший.

Главной фигурой визуальной новеллы должен быть персонаж, с которым можно без проблем себя ассоциировать. В конце концов, сценарист просто обязан заставить меня проникнуться им, чтобы я могла погрустить или даже поплакать, когда случайно убью. Но тут передо мной предстал Николай Анохин — моральный банкрот, зловредный козел, бесполезный паразит и по любым критериям мерзкий типчик. Коленька — японский старшеклассник из элитной школы родом из СССР. Сирота, алкаш, прогульщик, нытик и мастер пассивной агрессии. По сюжету мы почти сразу узнаем, что уже несколько лет за Нико-куном ухаживает его подружка-соседка. Химицу кормит Коленьку, обстирывает Коленьку — да так, что Анохин даже и не в курсе, где вообще лежит моющее средство.

В ответ этот неблагодарный кун только и делает, что доводит девицу до слез, ругается на ее стряпню, а если ему что-то будет надо от Химицу — он без зазрения совести начнет манипулировать ее чувствами.


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Как я писала выше, в крайне дорогую школу парень не ходит — ему лень. Обязанности по дому не выполняет, а единственное увлечение парня — чтение манги. Анохин настолько инфантильный, что он даже никогда не задумывался, откуда у него деньги на счете, как оплачивается его учеба и коммуналка, сколько стоит приготовить ужин и тому подобное. Все проблемы героя — это его неумение разговаривать с окружающими, отсутствие контакта с внешним миром. Например, он жутко злится на свою бывшую девушку, потому что она уехала от него подальше, оставив нашему дарованию лишь письмо с объяснением ситуации. Николай мог просто прочитать послание и выяснить, почему его бросили, но нет. Парень испугался даже опосредованного буквами на бумаге послания Кетрин. Он струсил и оставил конверт нераскрытым.

Все перечисленные грехи можно списать на его юный возраст, я согласна. Мало таких персонажей на свете живет? Но проникнуться его проблемами и начать сопереживать Коленьке попросту невозможно. Это озлобленное на весь свет неблагодарное и невежественное чудовище. Я честно пыталась дать второй шанс Николе, оправдывая его поведение тем, что мальчик остался один в чужой стране. Но если призадуматься, он тут катается как сыр в масле: у него есть друзья, огромный дом и безграничные средства, которые он пробухивает в баре, в него влюбляется куча красивых, умных девчонок… Но он умудряется оставаться омерзительным уродом.

Возможно, это хорошо, что персонаж вызывает настолько яркие эмоции. Но мне кажется, что это перебор. Давайте посмотрим вместе, как он себя ведет по отношению к окружающим. Буквально пара безобидных примеров из начала игры, которые красноречиво обо всем расскажут вместо меня.

Вот в первый день соседка Химицу пришла покормить Николая. Его реакция и мысли:

Здесь Никола пришел к своему другу попросить денег и еды, когда его счета заблокировали. Кеске дал другу 30 тысяч йен, а его мама накормила ужином. Благодарность героя:


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Ну и финишная черта. Тут Николай говорит о своей самой большой любви в жизни:


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Кстати, о любви. Нико-кун очень сильно влюблен в свою бывшую девушку, недавно вернувшуюся из Америки в Токио. Имя Кетрин после прохождения ЛДР будет вам сниться в кошмарах, потому что Анохин все время будет о ней думать.

Всегда.

Когда гуляет со своей новой девушкой, когда ест рамен, когда бежит от погони.

Кетрин, Кетрин, Кетрин.

Кетрин снится, Кетрин проходит мимо, Кетрин не здоровается.

Эта больная любовь выбешивает еще больше, когда Николай пойдет по руту с Химицу, потому что девушки будут как бы в сюжетной паре. Сейчас поясню, что это значит.


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Сценарий и руты (без диких спойлеров)

Во время игры мы познакомимся с четырьмя главными девушками: Химицу, Кетрин, Кагомэ и Эли. Если Николай — это плоский незакрашенный квадрат, то каждая девчонка — это кубик. У них есть объем, они все худо-бедно эволюционируют, имеют какую-то развивающуюся историю и угловатый грязный бэкграунд. 

Химицу. Эти отношения хочется назвать братски-сестринскими, но скорее это мама с гиперопекой и ее тупой сын. Уборка, готовка, желание все контролировать, отношение к парню как к собственности. С его же стороны: бунт, безосновательные придирки, агрессия, требования готовить по его меню, желание послать Химицу куда подальше, а впоследствии скулеж, что «хотеться куфать». Мне меньше всего хотелось связать эту пару романтическими отношениями, потому что просто жалко Химицу. 

Кетрин. Холодная бывшая, которая всячески пытается унизить Николая и играть его чувствами. В итоге оказывается, что это не Кетрин стерва, а парень реально очень сильно облажался из-за, опять же, его идиотизма. И даже этого не понял. Потому что идиот.

Кагомэ. Первый рут, который я прошла (а прошла я все). Гонимая староста класса, которую травят из-за ее бедности. Может показаться, что она немощная жертва, но это самый развивающийся и сильный персонаж. Ее лучше всего опишет известная фраза из одного сериала: «Парень, что открыл дверь и получил пулю — такого ты мнения обо мне? Нет. Я тот, кто стучит в дверь!»

Эли. Та еще штучка, только очень карикатурная. Днем она прилежная ученица, верхушка элиты, богатенькая мисс Вселенная. А ночью девчонка зажигает со своей рок-группой в клубе и играет на гитаре. 


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

В отличие от «Бесконечного лета», в «Любовь, деньги, рок-н-ролл» после единственного неочевидного выбора история выйдет на вилку и полностью закроет руты с двумя другими девчонками, оставляя возможность раскручивать свои отношения только с оставшейся парой, а затем и вовсе лишь с одной героиней. И так выходит, что Кетрин идет с Химицу, а Кагомэ с Эли. Выборы не влияют в целом на отношения героев и их поведение, а лишь накапливают очки симпатии, чтобы в следующей главе отсеять ненужную подругу, а в итоге выйти на какой-то финал (чаще на грустный).

И Ритан совершает очень любопытный маневр: по-настоящему персонажи раскрываются через чужие сценарные ветви. Например, вы узнаете, какова Химицу на самом деле, лишь после прохождения линии Кетрин. А в собственной истории Химицу ни слова не будет про ее темное прошлое. Девочка так и будет оставаться ангелочком в глазах Анохина и игрока. Хотя вообще вся сценарная ветвь Кетрин и Химицу — это моральная пытка. Как бы я ни пыталась быть с давней подружкой хорошей, водить ее на свидания, врать во благо, Анохин все время будет думать о Кетрин, приглашать ее к себе домой, водить в гости и постоянно пытаться выяснить отношения, которых нет уже полтора года. 

Субъективно, рут Кагомэ мне понравился больше всех именно из-за отсутствия романтической стороны. И отсутствия Кетрин.


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Ах, да, я еще не говорила, что «Любовь, деньги, рок-н-ролл» — это не только история про любвеобильного имбецила, но и детектив. В первые же дни Николай получает записку с предупреждением, что на него открыта охота. Далее парень лениво пытается раскрыть прошлое своих родителей и выведать информацию о загадочном Проекте. В историю вплетаются ЦРУ, КГБ, японская разведка, близкие оказываются шпионами, а незнакомцы — друзьями. И, как по мне, это самая сильная часть сюжета, потому что зачастую повествование провисает и становится очень нудным из-за постоянных рассуждений героя, его софизма, растянутых снов, философствований, а резкое прерывание самокопания Николая, например, похищением, буквально пробуждает игрока и опять включает его в происходящее.

Я насчитала слово «рефлексия» в игре как минимум шесть раз — настолько часто герой пытается осмыслить свои действия (и у него это плохо получается). В какой-то момент читать эти измышления настолько надоедает, что визуальная новелла становится кликером. Нет, представьте себе: после пяти часов прохождения, когда ты и так уже насытился переживаниями тупорылого школьника, Ритан вываливает на тебя несколько листов писанины про римских легионеров. Зачем? Это никак не раскрывает сюжет, вообще. Одна страница из десяти:


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Еще один раздражающий фактор «Любовь, деньги, рок-н-ролл» — это неочевидные последствия выборов. Не настолько, как яблоко в «Бесконечном лете», но близко. Например, в руте Химицу и Кетрин герой заскучает дома и будет думать: пойти прогуляться или все-таки остаться тут? И это важно, потому что в итоге в каждом варианте парень случайно встретит одну из девочек и получит очко отношений с ней. А я напомню, что нехватка даже одного балла может привести Николая к гибели. И как игрок должен понять без блок-схемы, что ему делать? 

Стоит ли упоминать сюжетные дыры, где героиня узнает, почему Анохин такой напуганный, а потом через два дня забывает об этом и вновь упрекает за утаивание проблем?

Атмосфера, визуал, музыка

Тема субъективная, но все же. Если брать каждую деталь по отдельности (бэкграунды, спрайты, музыку, звуки окружения), то придраться почти не к чему. Я в огромном восторге от проделанной работы музыкантов, художников, саунд-дизайнеров и других деятелей искусства. Просто браво. Как долго я залипала на уплывающие облака, проезжающий мимо трамвайчик, детально отрисованные сцены с героями, ненавязчиво аминированные спрайты. Звуковое сопровождение очень разнообразное, стильное и тоже неназойливое, что крайне важно в подобных играх. Мне кажется, что чем меньше мы замечаем музыку, тем больше она подходит к ситуации. Кстати, тут ее можно послушать.

Внешний вид меню, оформление рамки, перемотки, оформленные под кассету, сделаны очень грамотно для передачи сеттинга. Мне безумно понравилось решение ввести словарь со сносками, объясняющими многие детали японской культуры. Дизайнеры Soviet Games — очень талантливые и крутые профессионалы.

Первый раз я проходила с «чистым» внешним видом для более четких скриншотов, и это была огромная ошибка, потому что «иммерсивный» вид как раз идеально передает атмосферу восьмидесятых — с закосом под VHS-пленку, с размытыми контурами и аутентичным замыливанием задников. Это создает все условия для максимального погружения, насколько это вообще возможно. Хотя по скриншотам заметить этот эффект будет не так-то и просто.

Но когда в «Любовь, деньги, рок-н-ролл» картинка, музыка и диалоги персонажей соединяются воедино (не забываем, что это Япония 80-х), происходит некоторый диссонанс и стиль смазывается. Как-то не дожали передачу времени и места: поменяй Японию на Францию, а суффикс -сан на мьсе, — ощущения останутся прежними. Самый разрушительный для погружения эффект, опять же, оказывают персонажи. Николай — такой же пустой Семен из «Бесконечного лета», он ведет себя так, будто попал в чужой мир. Игра, конечно, пытается нам сказать, что «русская душа» не может здесь прижиться, но парень-то с восьми лет живет в Токио, должен говорить и вести себя подобающе… Ладно, это уже другая история.

Вот еще одна мелочь, но я просто не могу молчать. По-разному стилизовать юных и пожилых людей — очень странное решение. В последнем случае персонажи очень детализованные, и рядом с другими выглядят просто уморительно. Пример:


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Кстати, рок-н-ролла в игре толком и нет. Странно видеть его упоминание в названии. Только один рут с Эли затрагивает этот жанр музыки. Если считать рок-н-ролл как стиль жизни, то тоже мимо — скорее, это сэдкор.

Разрушает атмосферу и «русскость» Николая с его постоянными пословицами и поговорками, нытьем о борще (вы не представляете, как часто он требует от девушек готовить ему бабушкин борщ), и регулярными напоминаниями, что японцы не такие, какими он бы их хотел видеть. Нико-кун не ест суши, лишь мечтает о котлете. Он плохо понимает местную культуру и праздники, но постоянно сравнивает ее с детскими воспоминаниями об СССР.

Мы точно говорим про японского школьника, прожившего большую часть осознанной жизни в Токио?

Юмор

Или еще один способ уничтожить погружение. Ой, все. Просто оставлю здесь скриншоты, кринжаните сами:

Лучше или хуже «Бесконечного лета»?

Я считаю, что БЛ сильно выстрелила за счет советской тематики и какой-то необъяснимой, подсознательной ностальгии по пионерским лагерям, в которых игроки бывали максимум по дедовым рассказам. А еще выехала на детской непосредственности (не путать с инфантилизмом). Игрока будто затягивает вместе с героем в тот чужой, но до боли знакомый мир — уютный, теплый, солнечный и добрый. В ЛДР нет такого крючка — мы не японцы. 

Если Семен казался просто безликим трутнем, то на фоне Николая он очень даже неплохой парень, милый, добрый попаданец, оказавшийся в компании забавных и очень легких девчонок. В ЛДР чувствуется тяжесть происходящего, зловредность всех (кроме Кеске и Майкла), диалоги пропитаны агрессией, а героям будто и самим неуютно находиться среди этих декораций. И как же стало тепло на душе, когда я узнала картину на кухне Николая — это был бэкграунд леса из «Бесконечного лета». И редкое появление музыки оттуда — тоже как бальзам на душу. 


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Самым большим плюсом ЛДР стало наличие хоть какого-то глобального сюжета. Это теперь не просто неделька в лагере, после которой все разъедутся и забудут друг о друге. От ваших решений реально зависит жизнь Коли. Сопьется ли он или станет художником манги? Сами решайте, что хуже.

Если вы хотите найти «Бесконечное лето» в «Любовь, деньги, рок-н-ролл» — не найдете, даже не пытайтесь. Художник-кун, Орика и Сергей Ейбог перекатились в свой проект под названием ЭОН2032 — он как раз про пионерлагерь в том самом стиле.

Ладно, так уж и быть, держите напоследок Алиску.


                    Большой разбор Love, Money, Rock'n'Roll. Наследник «Бесконечного лета» или симулятор пассивной агрессии?

Love, Money, Rock’n’Roll — средняя новелла с очень тяжелыми персонажами, с которыми не хочется более пересекаться. Если в «Бесконечное лето» хочется порой вернуться, то сюда — больше ни ногой. Нам не очень хотелось писать про отсылки в игре, разбирать ее пасхалки, так как этот фансервис не придает проекту никакой самостоятельной ценности. А что имеется в сухом остатке? Очень красивые картинки, чудесная музыка, стильное оформление. Агрессивный тупой школьник, живые диалоги, случайные последствия принятых решений. Графомания, экстразатянутость, небезынтересный сюжет и целых 14 концовок, десять из которых не в пользу Коли. Рекомендуем ли мы сыграть? Если вы знаток любовных романов, спокойно можете переварить все перечисленные минусы и очень хотите посмотреть на вторую игру авторов «БЛ», то определенно да. Но вряд ли стоит превозмогать себя, чтобы вернуть Кетрин и выяснить, почему Химицу стерва. И если все-таки будете играть, вот вам дружеский совет: ввяжитесь в первую драку. После этого Николай будет периодически выхватывать лещей от хулиганов — хоть душу отведете.

Источник

Если Вам понравилась статья, рекомендуем почитать

Xportable.ru - Портативный Xrust
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Xportable.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: